Задание 4. Проектируем программу УУД

1 такт: Сформулируйте вопрос или запрос модераторам и руководителям образовательных событий.
2 такт: Разделитесь на новые группы. Принцип объединения в группу - предметная область:1 группа Филология: Иностранный язык, Литература, Русский язык
2 группа Математика и информатика: Математика
3 группа Естественнонаучные предметы: Биология, Физика, Химия
4 группа Общественно-научные предметы: История, Обществознание, География

Каждая группа заходит на сайт ВХОД ЗДЕСЬ

3 такт: войдите в виртуальный класс, используя логин и пароль группы:
 Логин Пароль
1 группа Филологи Логин       1 гфил30   Пароль auto77
2 группа Математики Логин        2 гмат20     Пароль   wald89
3 группа Естественники Логин       3 гест76   Пароль blatt88
4 группа Общественники Логин        4 гобщ65     Пароль    sonne26
4 такт Выполните только ТРЕТЬЕ задание. Вы получите избыточное меню проектов и исследований для Вашей программы
Запишите свои лучшие идеи в чате "Обмен идеями"
5 такт: Составьте презентацию программы в ваших блогах:
Структура презентации ( на примере подраздела Формирование коммуникативных УУД)
ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ НАЧАЛО ПРОГРАММЫ, Т.Е. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
(программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования (далее – Программа) должна быть направлена на:
реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;
повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;
формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Программа должна обеспечивать:
развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
формирования опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);
овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ (ФОРМИРУЕМАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ)

СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УУД:


Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в  коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).
В содержание понятия комму­никативной компетенции входят:
·            языковая компетенция: владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;
·            социолингвистическая компетенция: способность ис­пользовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения;
·            дискуссионная компетенция: способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований;
·            речевая компетенция: способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);
·            информационная компетенция: способность ориенти­роваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;
·            социокультурная компетенция: степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования языка;
·            социальная компетенция: способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения).

Место и значимость универсального учебного действия в результате образования выпускника ОУ средней школы.

Три составляющих Коммуникативного УУД:
Коммуникация как взаимодействие – действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
-  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-   формулировать собственное мнение и позицию.
Коммуникация как кооперация – согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности (необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности).
-  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-  • контролировать действия партнера.

Коммуникация как условие интериоризации – действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
 Планируемые уровни сформированности универсального учебного действия у обучающихся (выписываем из стандарта)
Компоненты
Уровни каждого компонента УУД


Результаты
сформированности
каждого уровня УУД
Информационный
Базовый


Умеет читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего действия.
Продвинутый

Умеет задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.

Деятельностный
Базовый


Умеет участвовать диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Может допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться  на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Продвинутый

Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.

Творческий
Базовый


Умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической речью. выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Продвинутый

Умеет адекватно использовать все коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой). Владеет диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия. Умеет выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осущесвтлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.


2. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД

1.      Календарный график (этапы) и возможные траектории формирования данного УУД  у обучающегося лицея при освоении ОП среднего образования (вписываем из избыточного перечня меню составленного "коллективным разумом")

Компоненты образовательной среды, участвующие в формировании УУД (дисциплины, курсы по выбору и др.)
Дисциплины/Курсы/полугодия обучения


5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
1.

1 пол.
2 пол.
1 пол.
2
пол.
1 пол.
2 пол.
1 пол
2 пол.
1 пол.
2 пол.
2.











3.











4.











5.











6.











7.











8.











9.











10.













2.      Формы итоговой аттестации сформированности данного универсального учебного действия и необходимые оценочные средства
[ Приводятся основные типы оценочных заданий, с помощью которых обучающийся сможет продемонстрировать достигнутый уровень сформированности данного универсального учебного действия ]
Компоненты



Формы текущего, рубежного и итогового контроля



Оценочные средства
и образовательные продукты
Информационный, дятельностный, творческий
Тестирование. Индивидуальные беседы. Индивидуальные и групповые творческие задания
Оценочные средства:
Многовариантные тесты.
Альтернативные тесты.
Закрытые тесты.
Тесты идентификации.
Диалог.

Образовательный продукт:
Проект, творческая работа

3.      Основные пути, методы и технологии формирования данного универсального учебного действия у обучающегося лицея при  освоении ОП среднего образования.
(дописываем техники, которые освоили или освоим)

Компоненты компетенции
Уровни
каждого
компонента УУД
Методы и технологии формирования
данного УУД
Информационный
Базовый



Поведенческий тренинг, лекции с обратной связью, техника активного слушания, техника перефразирования, семинары
Продвинутый


Тренинг ассертивности, техника интерпретации высказывания, конференции
Деятельностный

Базовый

Психологические игры, решение коммуникативных речевых задач, работа в парах, дискуссии, навыковые тренинги
Продвинутый


 Психологические игры, метод интервью, тренировочные тренинги, проблемное обучение
Творческий
Базовый


Психологические игры, технология мастерских, активно-обучающие тренинги, проектно-групповая деятельность
Продвинутый


Психологические игры, самораскрывающиеся тренинги, проектно-индивидуальная деятельность

4.      Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования у обучающихся данного универсального учебного действия при освоении ОП среднего образования
[ Приводится характерное только для данного универсального учебного действия учебно-методическое и информационное обеспечение, необходимое при освоении ОП среднего образования ]

Компоненты
Целевая аудитория





Литература:
Интернет-ресурсы:
Информационный, деятельностный, творческий

Родителям, педагогам



Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ система заданий А.Г. Асмолов,О.А. Каробанова.- М.: Просвещение, 2010 Серия: Стандарты второго поколения
Примерные программы по всем предметам Редактор И. А. Сафронова.- М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Редактор И. А. Сафронова.- М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред.  И. А. Сафронова.-  М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я. Данилюк А.М. Кандаков , .- М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
J)))
Учительский журнал онлайн www.teacherjournal.ru
http://burmak2.edu.yar.ru
http://www.openclass.ru

Педагогом, методистам

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1985.
Беглова Т.В. Битянова М.Р. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков: Методическое пособие для психологов и педагогов. М., Генезис, 2005
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: изд-во Пеленг, 1996
   К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
   Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская  Теория обучения в информационном обществе  .- М.: Просвещение, 2011 Серия: работаем по новым стандартам
С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке  .- М.: Просвещение, 2011 Серия: работаем по новым стандартам
Формирование исследовательских умений младших школьников/ под ред. Н.Б.Шумаковой;  .- М.: Просвещение, 2011 Серия: работаем по новым стандартам
К.А. Поливанова, Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/  .- М.: Просвещение, 2010 Серия: работаем по новым стандартам
В.Н.Пунчик Урок-презентация в современной школе .- М.:, Красико-Принт 2009  Серия: "Педагогическая мастерская"
Э.Н.Гарсиа Упражнения для интеллектуального тренинга учащихся средней школы - М.:, Аркти 2010


5.      Условия, необходимые для успешного формирования у обучающихся только данного универсального учебного действия при освоении ОП среднего образования
[ Приводятся характерные только для данного универсального учебного действия условия, необходимые для успешного формирования у обучающихся данного УУД при освоении ОП среднего образования ]
В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (Рубцов, 1987, 1998; Цукерман, 1993) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т.е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. Так, например, в число основных составляющих организации совместного действия входят:
·         распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;
·         обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;
·         взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (путем взаимопонимания устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность);
·         коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;
·         планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);
·         рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы) 


Информационный поток: Как хотят учиться школьники Форсайты образования

9 комментариев:

  1. педагогам огромное спасибо!Сегодня снова был очень плодотворный день!

    ОтветитьУдалить
  2. Занятия начались с деления педагогов на группы по учебным предметам. Темой дня стала "Технология, методы, способы, формы". Нас познакомили с технологиями: "Матрешка", "Рамки и позиции", "Лента времени", "Бинарное проведение лекций", "Карандаш", "Забор Тома Сойера" и др. С методами: "Ладошка", "Полифокусное видение объекта". Повторили технологию "Педагогический дизайн". Затем составляли памятку смыслового чтения группой филологов: Никулина Е.И., Гармаш Г.Н., Чурина Е.Н., Маляревич Т.П., Мироненко Е.П., Савватеева О.П., Лисевич О.Н., Бойко Г.Я., Кишнарева Е.А., Юрах Е.А., Гиря М.А.

    ОтветитьУдалить
  3. В первой половине дня нас разделили по предметным командам. Каждая из команд проводила метапредметные исследования путем "матричных игр", а филологи составляли универсальную памятку "Формирования смыслового чтения на уроке".
    Во второй половине дня мы работали прежними командами, выполняли задание по проектированию программы УУД.
    МКОУ СОШ с. Бычиха и с.Восточное

    ОтветитьУдалить
  4. Сегодня познакомились с новыми технологиями: "Матрешка", "Бинарное проведение лекции", "Карандаш", "Забор Тома Сойера", которые можно использовать и на уроках, и на педагогических советах, и даже на родительских собраниях. СПАСИБО!
    УРА! Нам удалось написать программу.

    ОтветитьУдалить
  5. Команда Солнечного.
    В первой половине дня работали в предметных группах. Открыли для себя новые технологии и техники: "Матрёшка", Полифокусного видения объекта, "Манипуляции", "Бинарного видения", "Карандаш", "Забор Тома Сойера" и т.д. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Одна и та же технология, на наш взгляд, в руках разных исполнителей-педагогов может каждый раз выглядеть по-иному. Здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера-дизайнера, особенности целевой аудитории, их общего настроения и психологического климата. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию могут быть различными.
    Совместно с коллегами-предметниками работали над метапредметными проектами, обменивались идеями, используя технологию "Партизанский маркетинг", многие из которых нас заинтересовали. Продуктом

    ОтветитьУдалить
  6. Вяземский район
    Сегодня познакомились с большим веером педагогических технологий. Педагог выбирает те, которые "ему необходимы" по принципу "изучил-сделал", останавливаясь на тех, которые дают эффективный результат. Обменивались идеями по созданию метапредметных проектов. К наиболее интересному проекту ставили "цель с приправами". Во второй половине дня проектировали программу формирования УУД через создания конструкторов http://ananievama.blogspot.ru/p/ghjtrnbhjdfybt-htuekznbdys-eel.html

    ОтветитьУдалить
  7. Продолжали знакомиться с технологиями пед дизайна. Вызвали интерес технологии "Матрешка", "Полифокусное видение", "Карандаш", "Рука", "Бинарное видение лекции".
    Создавали проект программы формирования УУД.
    При написании проекта программы использовали проекты и минипрограммы предложенные другими группами

    ОтветитьУдалить
  8. http://volkonkataezka24.blogspot.ru/

    Cегодняшний день был отмечен обилием новых технологий, приемов и техник. Мы наконец развели понятия технология - техника - методика. Узнали массу адресов полезных сайтов. Подробно разобрали технологию вопрошания "Забор Тома Сойера", работали с матрицей, самостоятельно разработали и позаимствовали у коллег идеи проектов, направленных на формирование метапредметных УУД. Продуктом нашей деятельности явился проект программы формирования УУД.


    ОтветитьУдалить
  9. Важным для нас является изучение технологий, техник. Большую важность имела лекция по рабочей программе. В своей работе мы используем много технологий, но есть и те, о которых мы узнали впервые: технологии "Инфографика", "Магия цифр", "Тома Сойера". Мы стали на ступеньку выше, т.к. узнали технологию составления программы воспитания и социализации обучающихся, программы УУД и рабочей программы. Советы: Хотелось бы больше узнавать о новых технологиях и техниках. Все, что мы сделали, можно узнать в блоге.

    ОтветитьУдалить