Задание 3. Техники, которые нам необходимы

Напоминаем  сеть навыков успешных людей. Надеемся, что все участники курса именно таковыми и являются.









 Вы - уникальный носитель знания, это несомненно! В Вашем профессиональном арсенале есть техники, которыми Вы владеете в совершенстве. 
Алгоритм выполнения задания

Кейс 1  . К Вам пришли семиклассники. Они (мягко говоря) не очень настроены на урок. Опишите два приема включения школьников в учебную деятельность. Расскажите в своей группе приемы. Запишите самые удачные приемы (не менее трех в комментариях). Скопируйте комментарии и вставьте на страницу своей электронной тетради.
Кейс 2. Сегодня на уроке Вам необходимо передать школьникам большой объем текстовой информации. Ваша задача - осознанное усвоение всеми школьниками всего объема информации. Определите приемы из технологии развития критического мышления через чтение и письмо которые позволят школьникам освоить этот информационный поток.
 Информационный поток:

Технология «Образ и мысль»

Познание происходит за счет способности понимать, и простое накопление фактов не приводит к истинному знанию… Информационный поток минимален, максимально чувственно-эстетическое восприятие…
  1. Основные идеи, положенные в основу технологии:
    • образовательный курс «Стратегии визуального мышления» (США), в основе которого – стадиальная модель эстетического развития Абигайль Хаузен, включающая пять типов восприятия художественного образа:
      1. стадия рассказчика (зритель видит только конкретное и очевидное, оценивает картину эгоцентрично);
      2. «конструктивная» стадия (зритель требует от картины фотографического реализма, правдоподобия, копирования);
      3. «классифицирование» (ценность картины определяется именем или принадлежностью к стилю, группе, направлению);
      4. «интерпретивная» стадия (картина рассматривается как символ личного опыта, апеллирует к внутреннему миру зрителя);
      5. «рекреативная» стадия (зритель оценивает картину многопланово, видит множество смыслов, объективная оценка сочетается с субъективной).
    • вопросы системного подхода:
      1. Кто, что? (объект);
      2. Когда? (время);
      3. Где? (пространство);
      4. Как? (образ действия);
      5. Зачем? (установление причинно-следственных связей).
  2. Основная форма работы: занятия-тренинги с участниками любого возраста (оптимальный состав группы – 10-15 человек) по «пониманию» произведения искусства.
  3. Принципы:
    1. Педагог является фасилитатором (тьютером), «облегчающим понимание»:
      • не дает никакой искусствоведческой информации, пока она не становится востребованной;
      • не навязывает своего мнения;
      • не высказывает оценок;
      • обращается к детям по именам и повторяет ответ каждого, используя метод «линкинга» и парафраз;
      • обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию,
    2. Ребенок свободно высказывает свое мнение, все высказывания равноправны.
    3. Парность подбора слайдов (для программы «Образ и мысль»).
  4. Методы:
    • фасилитированная дискуссия;
    • перефразирование ответов учащихся;
    • «линкинг» (связное обобщение);
    • коллегиальное обсуждение.
  5. Стратегия вопросов.
    1. – Что (кого) вы видите?
    2. – А что еще? Кто видит что-то другое?
    3. – Что происходит на этой картине?
    4. – Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать?
    5. – Кто этот человек?
    6. – Где это происходит? (Кто, что и где?)
    7. – Когда это происходит? (Где и когда?)
    8. Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?
    9. Каков смысл происходящего?
    10. Как бы вы назвали эту картину?
  6. Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса и др.
Технология "педагогических мастерских"
Современные образовательные технологии, рассмотренные в предыдущих разделах, безусловно, учитывают существующие требования к организации обучения и воспитания школьника. Практически любая из них предполагает субъектную позицию ребенка в познавательном процессе, предоставляет возможность свободы выбора, проявления индивидуальных стремлений и развития личности. В педагогических мастерских, как ни в какой, на наш взгляд, другой технологии, обеспечивается целесообразное сочетание технологичности действий учителя и свободы творчества, предоставляемой ученику. Не случайно, само понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально подразумевая место, где создается что-то новое, до сегодняшнего дня не существовавшее. Задача педагога-мастера включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.
Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Представители «Groupe Francais d’Education Nouvelle (GFEN)» (французская группа нового образования (воспитания) – основатель Анри Бассис) занимаются ее разработкой и пропагандой в педагогическом сообществе.
Принципы построения мастерской отличаются, на первый взгляд, от принятых в традиционной педагогике, но ни в коей мере не противоречат основным положениям дидактики. Скорее можно говорить о совершенствовании и приведении традиционных постулатов в соответствие с изменяющимся обществом. Человек XXI века не только человек разумный, но и человек творческий, находящийся в постоянном поиске, готовый к самосовершенствованию. Поэтому и процесс образования должен строиться по-другому. Представители GFEN определяют процесс обучения как открытие учеником нового в себе, науке, мире. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом (задача которого провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия»). Важнейшие принципы «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской.
Атмосфера, создаваемая на занятии, построенном по данной технологии, безусловно, способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности ребенка. Постулаты «все способны», «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения партнера», «отсутствие официального оценивания», «важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем» – с одной стороны создают условия для наиболее полного самовыражения школьника, с другой – требуют от педагога особого внимания к состоянию эмоциональной сферы ребенка, ведь основная задача мастера – подарить ученику радость открытия.
Очевидно, что процесс творческого освоения программного материала, обучение как открытие предполагает несколько иной взгляд на организацию деятельности участников мастерской, которая будет строиться как исследование. Д.Г. Левитес определяет основные черты содержания и способов взаимодействия мастера и ученика: интериоризация получаемого на занятии знания через личный опыт ребенка, заключающаяся в самостоятельном «открытии», исследовании его происхождения, изучении сущности системных связей и зависимостей; не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знаний учеником на основе критического отношения к существующим сведениям, информации, а также решения творческих задач; плюрализм точек зрения, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.
Даже в рамках классно-урочной системы и необходимости реализации на занятии образовательного стандарта (на его содержание, по мнению представителей GFEN, также следует посмотреть по-новому) может быть создана эвристическая среда, одной из основных характеристик которой является свобода выбора для школьника характера, форм, способов включения в учебную деятельность. Хотя в мастерской участникам и предлагаются задания, постепенно подводящие их к осознанию познавательной проблемы, определяющие примерную последовательность движения к ее решению, каждый ставит для себя собственный, наиболее важный и актуальный на данном этапе саморазвития вопрос, подбирает соответствующие своим личностным особенностям варианты его разрешения. Таким образом, в мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям. Позиция педагога предполагает консультирование школьников, помощь им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.
Вышесказанное обеспечивает введение ребенка в процесс познания, самостоятельного поиска новых знаний, практически исключает прямую передачу информации в готовом виде. В отличие от проблемного обучения в мастерских проблема не определяется для детей педагогом, он создает условия для того, чтобы ученики сами ее увидели и осознали, поставили необходимые для разрешения вопросы и попытались найти на них ответы. Так и происходит в мастерской формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.
Очевидно, что процесс познания индивидуален, поэтому нет единых требований к результатам и темпу решения учебных и творческих задач. В мастерской все могут проявить свои таланты, мастер предоставляет возможность ученику продвинуться к истине своим путем, ведь каждый ребенок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительному искусству, музыке и т.д.
Задача мастера в рамках данной технологии обусловлена принципами и условиями организации мастерской и предполагает достаточно непривычную для массовой школы и традиционной педагогики позицию. Педагог реализует роль не учителя, не руководителя, а, скорее, «проводника», сопровождающего ученика по дороге познания. Основная цель мастера – обеспечение педагогического сопровождения самостоятельного творческого исследования, проводимого ребенком в рамках мастерской. Решить обозначенную проблему помогает: создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам, пробуждение у него личной заинтересованности в изучении проблемы (темы). Изначально занимая равную с учеником позицию, мастер не торопится отвечать на вопросы, подает необходимую информацию малыми дозами только при возникновении потребности в ней, по возможности стараясь свести собственную информативную, просветительскую функцию к минимуму, отсылая ребенка за консультацией к первоисточникам (книгам, статьям, словарям, энциклопедиям), товарищам, дальше продвинувшимся в освоении вопроса. Атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, взаимной поддержки, создаваемая в мастерской, позволяет через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания и взаимообучения, взаимовоспитания.
Ребенок с большим желанием включается в творческую деятельность, если не ощущает оценивающего взгляда со стороны преподавателя и не боится получить плохую отметку. В мастерской исключается официальное оценивание работы ученика (мастер его не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), доминирующей является самооценка с последующей самокоррекцией через афиширование и работу в группах.
Технология «Педагогические мастерские» предполагает последовательную реализацию семи технологических этапов. Первый этап мастерской – индукция (наведение), предполагает создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика. Для решения вышеобозначенной задачи используется набор индукторов – индикаторов, которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят задуматься, заинтересоваться поисками вариантов ее решения.
Задача мастера при подготовке мастерской постараться подобрать как можно больше индукторов различного характера, чтобы воздействовать в комплексе на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности ученика. Ребенок должен ощутить потребность в разрешении вопроса, испытать чувство нетерпения, желание сделать самостоятельно что-то новое, непохожее на виденные им ранее образцы, проявить себя, свою индивидуальность.
Включение в процесс творчества всегда предполагает переживание достаточно сильных эмоций, связанных со стремлением совершить «открытие», показать окружающим свою точку зрения, доказать ее правильность, проявить свое «Я». В качестве индуктора могут быть использованы совершенно разные явления – загадочно звучащее слово; стихотворение; неизвестное понятие, термин; изображение незнакомого предмета, животного, человека, памятника архитектуры, картины, исторического события; непривычный звук, шум, музыкальный отрывок; запах, цвет, графический знак, загадка; необычное задание.… Не зависимо от числа индукторов, все они должны подбираться с учетом содержания мастерской, соответствовать возрасту, особенностям детского восприятия.
Очевидно, что для ученика начальной школы и старшеклассника интересными и значимыми будут разные явления. Педагог сможет правильно реализовать данный этап только в том случае, если попытается взглянуть на проблему занятия глазами ребенка, понять, что может заинтересовать его, вызвать эмоциональные переживания, потребность включиться в исследование. По сути, данный этап технологии можно рассматривать как базовый, определяющий успех всей мастерской, так как именно он должен мотивировать участников мастерской на активную деятельность. Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения.
Самоконструкция, следующий этап мастерской, предполагающий переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения. Для развития творческого потенциала личности школьника важно формирование у него стремления найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. Задача мастера – не мешать ученику в самопроявлении, не смутить его неосторожным словом, замечанием, советом. После выполнения задания индивидуально, каждый сообщает свою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения. Педагог должен обеспечить фиксацию высказываемых мыслей (на доске, плакате, в тетради), не выделяя верные или неправильные суждения.
На третьем этапе организуется парная работа, осуществляется социоконструкция. Формирование пар должно происходить на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов, позволяет ученику сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации, таким образом, происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров. Каждый участник может выбрать себе пару сам, мастер также участвует в работе и может стать напарником любого ученика. В конце этапа появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы.
На этапе социализациипроцесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской. Каждое объединение включает не более пяти человек. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений коллег, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.
Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, организуется афиширование работ учеников и Мастера, «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов… Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.
На шестом этапе каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его. Разрыв, так определяется суть данного этапа, предполагает возникновение у ученика в некоторой степени внутреннего противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями. Для того, чтобы разрешить несоответствие, ребенку требуется дополнительная информация, сверка с авторитетными источниками, поиск доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания.
Таким образом, происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через формулирование теоретических положений, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов. Результаты совершенных учениками в мастерской «открытий» сопоставляются с системой научных знаний, анализируются, выдвигаются новые познавательные, исследовательские, творческие проблемы, требующие решения в дальнейшем.
Не стоит забывать, что одна из задач мастерской вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия, поэтому обязательно наличие седьмого этапа – рефлексии. Мастер создает условия для вербального оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности ребенка, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым. Внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей школьников.
Вышеперечисленные этапы технологии «Педагогические мастерские» призваны обеспечить решение задач интеллектуального и творческого развития учеников, создают условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности. Потенциал мастерской как средства воспитания и обучения достаточно велик, разнообразны направления применения технологии. Но, какой бы вариант ее использования не выбрал педагог: предметные мастерские, творческие мастерские (Г.А. Мейчик), мастерские ценностных ориентаций (Е.О. Галицких), он обязательно должен помнить, что главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. Иначе, у участников мастерской не произойдет «инсайд» – озарение, не возникнет переживание радости открытия нового, познания неизвестного, свободного, не скованного авторитетными мнениями, творчества.

Примерная технологическая карта занятия

Технологический этапДействия учителяДействия учащихся
Индукция -
создание эмоционального
настроя, личного отношения
к предмету обсуждения
- Нарисуйте познавательный объект.
- Запишите вопросы (ассоциации и т.п.)
- Рисуют в тетрадях познавательный объект.
- Составляют вопросы.
Самоконструкция
Запишите, все, что вы знаете об этом объекте
(или определите признаки и т.п.)
Записывают все, что знают об этом объекте.
Социоконструкция
Организует работу в парах: поменяйтесь тетрадями
и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе
над заданием
Работают в парах по заданию
Социализация
Объединитесь в группы по четыре человека и
поделитесь полученными результатами.
Предлагает дополнительные задания.
Работают в группах. Выполняют задания.
Афиширование
Организует обсуждение полученных в групповой
работе результатов. Дает необходимые пояснения
по ходу представления.
Представляют результаты. Задают друг другу вопросы.
Разрыв
Фиксирует внимание на возникших познавательных
противоречиях. Организует работу в группах с
источником информации, позволяющим разрешить
возникшие противоречия.
Осознают возникшие противоречия. Работают с
источниками информации, закрепляют и применяют
знания.
Рефлексия
Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по
поводу индивидуальной и совместной деятельности
Осуществляют рефлексию

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:
  • Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
  • Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
  • Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
  • Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.
Ответим на вопрос: «Что же такое критическое мышление?» Приведем цитату тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление» [ ].
Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
R. Paul (США) предложил разграничивать критическое мышление в «слабом» и «сильном» смысле. Так, использование анализа и аргументации с целью, прежде всего, развенчать чужую точку зрения служит примером критического мышления в «слабом» смысле. Напротив, человек, прибегающий к критическому мышлению в «сильном» смысле, не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них.
Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования технологии ЧПКМ.
Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:
Первый этап –вызов– задачи (функции)которого:
  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – осмысление – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап – рефлексия:
  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.
Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа, некоторые из которых приведены в Приложении 4. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии ЧПКМ – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Table: Описание техник технологии РКМЧП
Стадия (фаза)Деятельность учителяДеятельность учащихсяВозможные приемы и методы данной фазы
Стадия вызова
Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы,
на которые хотел бы получить ответ. Информация,
полученная на первой стадии, выслушивается,
записывается, обсуждается, работа ведется
индивидуально - парами - группами.
- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания
по данной теме;
- систематизируют информацию до ее изучения;
- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;
- строят предположения о содержании текста, исходя
из заголовка, выделенных слов и т.д.;
- публично демонстрируют свои знания с помощью
устной и письменной речи.
1. Составление списка известной информации по вопросу.
2. Рассказ-активизация по ключевым словам.
3. Систематизация материала (графическая):
кластеры, таблицы.
4. Верные и неверные утверждения; перепутанные
логические цепочки и т.д.
Стадия осмысления
Сохранение интереса к теме при непосредственной
работе с новой информацией.
Непосредственный контакт с новой информацией
(текст, фильм, лекция, материал параграфа),
работа ведется индивидуально – парами – группами.
- Читают или слушают текст, используя предложенные
педагогом активные методы чтения;
- делают пометки на полях или ведут записи по
мере осмысления новой информации.
Методы активного чтения:
1. Маркировка с использованием значков
«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся
на полях справа).
2. Ведение различных записей типа двойных дневников,
бортовых журналов.
3. Поиск ответов на поставленные в первой части
урока вопросы.
Стадия рефлексии
Вернуть учащихся к первоначальным предположениям,
установление причинно- следственных связей между
блоками информации;
Творческая переработка, анализ, интерпретация
изученной информации, работа ведется индивидуально
– в парах – группах
- Соотносят новую информацию со «старой»,
используя знания, полученные на стадии осмысления;
- классифицируют и систематизируют, рождение новых
целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;
- своими словами выражают новые идеи и мысли;
- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою
точку зрения;
- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;
- самооценка и самоопределение.
1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений,
дополнений в сделанные на первой стадии.
2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
3. Ответы на поставленные вопросы.
4. Организация устных и письменных круглых столов.
5. Организация различных видов дискуссий.
6. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.
7. Исследования по отдельным вопросам темы.
8. Творческие, исследовательские или практические задания на
основе осмысления изученной информации.

Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, 
отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция 
О – объяснение (или обоснование) 
П – пример 
С – следствие (или суждение) 

Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

1. Использование методики «ПОПС - формула» позволяет помочь школьникам аргументировать свою позицию в дискуссии.

2. Краткое выступление в соответствии с ПОПС - формулой состоит из четырех элементов:

П – позиция (в чем заключается точка зрения)

я считаю, что …

О – обоснование (довод в поддержку позиции)

… потому, что …

П – пример (факты, иллюстрирующие довод)

… например …

С – следствие (вывод)

… поэтому …
Методика проведения дебатов

          Дебаты - интеллектуальная игра для старшеклассников, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, пытаясь убедить жюри в своей правоте. Образовательный смысл дебатов состоит в том, что принимающие в них участие учащиеся приобретают важнейшие способности:
- обосновывать позицию, используя достоверную аргументацию,
          - анализировать полученную информацию и концентрироваться на сути проблемы,
          - устанавливать логические связи между явлениями,
          - различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы.
                           
Как играть в дебаты?
 Суть дебатов - убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными.

Основными элементами дебатов являются:
                    
            Тема. В дебатах тема формулируется в виде утверждения (например, “Переговоры с террористами недопустимы”). Утверждающая сторона. В дебатах спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций. Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судье, что позиция утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация своей позиции спикерами утверждающей стороны имеет недостатки. Аргументы. – С помощью аргументации вы сможете убедить судью, что ваша позиция по поводу темы - наилучшая. То есть, вы дадите судье повод поверить, что ваша позиция правильная. Аргументы могут быть либо слабыми, либо сильными. Вы захотите представить наиболее сильные, убедительные аргументы, и убедить судью, что они - лучшие. Судьи настроены весьма скептично. Они захотят увидеть, что вы продумывали аргументы, принимая во внимание обе точки зрения на конкретную тему, и что ваши аргументы могут выдержать атаку оппонентов. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства (цитаты, факты, статистические данные), подтверждающие их позицию. Например, вы говорите маме, что опоздали в школу, потому что остановились помочь мотоциклисту поменять проколотую шину. Это хороший аргумент, оправдывающий опоздание. Для того чтобы доказать маме (судье в данном случае), что этим аргументам можно верить, вы показываете ей разорванные джинсы и грязные руки, как последствия проделанной работы. Физическое свидетельство сопровождает аргумент. В дебатах свидетельства добываются путем исследования. В основном это мнения экспертов. Вопросы. Раунд вопросов используется для разъяснения позиции, так и выявления потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе раунда вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров. Решение судей. После того как судьи выслушают аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют протоколы, в которых фиксируют решения о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов (аргументы и способ доказательства которой были более убедительными).  Тема задает дебатам определенные рамки. Но, поскольку тема может содержать множество проблем для обсуждения, необходимо ее ограничить. Участники дебатов проводят эти дополнительные ограничения путем определения основных понятий темы. С помощью точных определений вы показываете другой команде поле для аргументации, а судье - четкую линию вашей аргументации. Если вы участвуете в дебатах по поводу контроля за оружием и определите “контроль” как какие-то запреты на открытую продажу, ваши оппоненты будут знать на каком “поле” вести игру. Перед тем как вы дадите определение терминам, вам нужно понять какие термины нуждаются в определении. Не каждое слово в теме требует словарного определения для того, чтобы его поняли. Некоторые термины будут приняты обеими командами и без необходимости их определения. Вы должны будете сконцентрировать внимание на определении тех терминов, которые могут вызвать некоторые разногласия. Рассмотрим пример: тема “Использование животных в научных исследованиях аморально”, в ней участник дебатов, видимо, захочет определить следующие термины “научное исследование” и “животное”. Другие термины не вызывают вопросов в процессе дебатов. Утверждающая сторона выступает первой.

Определения должны быть:
Четкими. Утверждающая сторона должна четко определить, как она будет использовать каждое понятие. Обоснованными и корректными. Термины должны быть просты для понимания. Не допускается неоправданное сужение (расширение) объема и содержания понятия. Если ваши объяснения определений некорректны, ваши оппоненты смогут оспорить их. Не подвергается сомнению корректность тех определений, которые даны со ссылкой на словари и справочную литературу (являются “культурной нормой”). Отрицающая сторона может дать определения тем терминам, которые не были определены утверждающей стороной.
Стратегическими. Определения должны соответствовать позиции, выдвигающей их команды. Если утверждающая команда защищает понятие “свобода”, то вряд ли будет удачным определить это понятие как “абсолютная независимость”. Этим команда только затруднит свое положение.
         Вводить определения можно с помощью, например, такой фразы: “Для того чтобы позиция утверждающей стороны была лучше понята, мы бы хотели дать определения терминам, содержащимся в теме”. После определения понятий утверждающей стороной отрицающая сторона должна согласиться с определениями (в случае некорректности определений - доказать факт некорректности и дать свои определения). Для того чтобы дать правильные определения темы, следует осуществить информационный поиск.

          Сбор и обработка информации по теме дебатов.
При подготовке к дебатам важно уделить особое внимание сбору и организации информации по теме. Речи, производящие наибольшее впечатление, возникают в результате полноты знания. Необходим большой запас сведений, из которого можно отобрать самое нужное. Поэтому информационный поиск является очень важным этапом работы над темой.
         Для сбора информации используйте библиотеки, компьютерную сеть, мнения специалистов, опросы общественного мнения и т.д. В качестве исследователя изучайте информацию, ищите данные, относящиеся к теме дебатов в разнообразных источниках, классифицируйте, анализируйте и затем организуйте все доказательства в логическую и четкую форму.

          Построение сюжета доказательства
                           по теме дебатов.
В период подготовки к дебатам и утверждающая, и отрицающая стороны должны ответить на следующие вопросы, чтобы яснее обосновать свою позицию в отношении темы:

- почему мы соглашаемся с темой?
- какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы?
- какие основные проблемы содержит тема, и какие примеры можно привести?
- какие вопросы возникают в связи с этой темой?
- каковы могут быть опровергающие аргументы?
     
 Отвечая на эти вопросы, команды начинают продвигаться в сторону создания четкого и стратегически выверенного сюжета доказательств.

       Термин “сюжет доказательств” означает блок доказательств утверждения/ отрицания, который будет реализован командой; совокупность аспектов и аргументов, впервые приводимых обеими сторонами в речи спикеров.
          В повседневной жизни мы постоянно используем сюжет доказательства, даже не подозревая об этом.
          Например, убеждая родителей отпустить нас на дискотеку, мы обосновываем необходимость принятия такого решения тем, что дискотека в нашем понимании - это место отдыха и общения, выдвигаем причины по которым нас необходимо отпустить туда. Таких причин может быть несколько и их необходимо обосновывать и доказывать с помощью всевозможных положительных примеров и убедительных фактов, а в заключение мы демонстрируем родителям, что положительное решение вопроса - это единственный верный путь мирного разрешения проблемы. В данной ситуации вашими слушателями были родители. Если это выступление в обычном раунде дебатов, то вашими слушателями будут судьи и оппоненты. Но, если это публичные дебаты, то может собраться более обширная аудитория, и поэтому вам необходимо очень ответственно подготовиться к роли спикера. А для этого нужно научиться выстраивать свое выступление.

        Сюжет доказательств выстраивается по следующему алгоритму:
- приветствие слушателей;
- представление команды и самого себя;
- выдвижение критерия;
- аргументация;
- заключение;
- благодарность за внимание.
      
 Таким образом, все выступление разбивается на отдельные части или блоки, которые выписываются на отдельные листы при подготовке, но именно все они представляют единое целое - речь. Первый и второй блоки включают в себя приветствие и представление команды: “Здравствуйте, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители, позвольте мне, прежде всего, представить нашу команду...” После этого можно переходить к содержательной части выступления. Третий блок начинается с формулировки темы и представления позиции, которую вы собираетесь отстаивать. Это можно сделать следующим образом: “Тема, которую мы сегодня будем обсуждать, гласит: Переговоры с террористами недопустимы”. Или: “Наша команда сегодня будет отстаивать точку зрения о недопустимости ведения переговоров с террористами”. Далее следует перейти к обоснованию актуальности данной темы: “Прежде чем мы постараемся убедить вас в истинности данного тезиса, выясним, почему эта проблема представляет сегодня интерес?”. Или вы начинаете вступление следующей фразой: “Прежде чем приступить к доказательству нашей позиции, определим, достойна ли эта проблема нашего внимания?”. Ваши вступительные замечания могут предопределить, будет ли вас слушать аудитория и как она к вам отнесется. Поэтому целью вступления является введение слушателя в круг рассматриваемых проблем, объяснение важности затронутой темы и необходимости дебатов именно по этому вопросу. Все это формулируется одной фразой - показать актуальность темы. Актуальный - это “важный в данный момент”. Таким образом, необходимо найти способ убедительно доказать, что именно в сложившейся ситуации, именно в настоящих условиях важно обсуждать рассматриваемую проблему. Этой цели можно добиться, сославшись на мнение какого-либо ученого или общественного деятеля, чья позиция авторитетна в анализируемой области, приведя соответствующую цитату. Вводная цитата должна либо поражать содержанием, либо приковывать внимание громким именем автора. Она должна быть краткой и возбуждать интерес слушателей к нашей теме. Она может быть подтверждением принципов, являющихся опорой содержания речи; может дать надлежащий тон или заключать в себе изложение поставленной спикером цели.
В четвертом блоке при составлении речи раскрываются определения темы. Определения нужны для терминов, имеющих особый смысл в применении их спикерами для данной темы дебатов. Всякую неясность в вопросе об объеме, отличительных свойствах, назначении обсуждаемого предмета можно устранить при помощи точного его определения.
Для того чтобы дать определение ключевых понятий темы, необходимо выписать каждое определяемое понятие на листок и далее привести текст определения. Затем написать связующую фразу, которая приведет вас к следующему блоку речи – критерию. Выработка критерия является одним из самых сложных элементов домашней подготовки к дебатам. Критерий- это структурный элемент сюжета доказательств, который служит для упрощения логических связей между аргументами и тезисом темы, он как бы задает направление дебатам. Пятый блок. Заключение – это последнее, что услышит от вас судья, поэтому здесь важны краткость и яркость.

                            Как создать аргумент?

          Успех в дебатах в значительной степени зависит от аргументов, которые приводятся в поддержку выдвинутого тезиса (темы спора).
Аргумент - это основание или довод, приводимый для доказательства тезиса. Аргумент отвечает на вопрос: “Чем надо доказывать тезис?”
Для создания аргумента тезис выдвигается, тезис объясняется, тезис доказывается и резюмируется (делается заключение).
Данная логическая цепочка (структура аргумента) может быть представлена следующим образом: тезис (основная мысль)-раскрытие, объяснение данной идеи- доказательство (обоснование и рассуждение на основе фактов): определений, цитат, аксиом, законов науки, мнений авторитетных личностей, примеров из окружающей жизни, статистических данных, которые в дебатах носят название - поддержки аргументов.
           Представленная структура аргумента должна помочь начинающим спикерам организовать их речи. Для структуры очень важны ясность и обоснованность при представлении идей, это и заставляет участников дебатов объяснять и обосновывать свое утверждение (тезис).

          В процессе доказательства всегда следует помнить правила о том, что аргументы должны быть:
а) достоверными суждениями;
б) доказаны самостоятельно, независимо от тезиса;
в) достаточными дня тезиса.
При несоблюдении этих правил возникают логические ошибки.

          При подготовке выступления необходимо отбирать факты не отрывочно и произвольно, а тщательно подбирая их из различных источников, причем этих фактов должно быть больше, чем необходимо для выступления, для того чтобы выбрать из них наиболее значительные, относящиеся к предмету спора.
          Вы также должны показать связь между вашими свидетельствами и тезисом. Оппоненты будут всегда требовать демонстрации этой связи. Подобная связь носит название “рассуждение”.Если вам не удастся представить цепочку рассуждений, то доказательство не срабатывает.

                         Стратегия отрицания
Отрицающая команда в ходе раунда дебатов должна показать несостоятельность позиции утверждения. Для этого отрицающая сторона будет выявлять все слабые стороны утверждающего блока, доказывать неубедительность критериев, аргументов, их доказательств и поддержки и, используя собственные аргументы, покажет, что утверждение темы неверно.
        Прежде всего, опишем функцию отрицающей стороны, которую можно назвать “опровержением”. Для удобства опровержения утверждающей позиции ее можно представить как пирамиду или домик, который нужно разрушить.

Тема (определения).
Критерий.
Аргументы.
Доказательства и поддержки.

         Первый уровень “атаки”: опровержение определений темы.

         Аргументы, используемые для атаки определений, данных утверждающей стороной, часто называют “тематическими”, так как, по сути, они определяют правильность или неправильность интерпретации темы утверждающей командой. Следует запомнить: для отрицающей стороны уровень атаки на определения не является жестким требованием. Оно предусматривается лишь в случае, если вы убеждены в некорректности представленных определений темы.
         

Второй уровень “атаки”: опровержение критерия.
          У отрицающей стороны есть выбор. Во-первых, она может принять критерий, но оспаривать соответствие ему аргументов утверждающей стороны. Во-вторых, она может не согласиться с критерием и предложить свой критерий.
            Отрицающая сторона не обязана отвергать критерий, предложенный утверждающей стороной. Она может использовать его для опровержения утверждающей позиции и построения своей собственной стратегии. Следует заметить, что критерий утверждающей стороны формулируется с целью обеспечения собственного преимущества. Поэтому часто просто необходимо его опровергнуть.
           Для этого нужно определить его слабые стороны, которые могут быть следующими:
- критерий не помогает раскрыть тему;
- критерий нечетко сформулирован;
- выдвижение критерия необоснованно;
- критерий не является оптимальной целью.
           Например, если дебаты посвящены эффективности деятельности ООН, утверждающая сторона может в качестве критерия выдвинуть цель: “предотвращение национальных конфликтов”. Отрицающая сторона может ответить, что окончание международных конфликтов не является оптимальной целью, и в качестве собственного критерия предложить “улучшение сотрудничества и взаимодействия”.Отвергая критерий оппонентов, вы должны, помимо обоснования собственной позиции выдвинуть и обосновать собственный критерий.
        
           Третий уровень “атаки”: опровержение аргументов.
         Отрицающая сторона относится к аргументам утверждающей стороны строго в том порядке, в каком они были представлены. Цель отрицающей стороны состоит в “подрыве” этих аргументов, что должно привести к тому, что утверждающая сторона не сможет четко доказать свою позицию.

            Четвертый уровень “атаки”: доказательства и поддержка.
        Отрицающая сторона выступает с критикой доказательств и поддержки аргументов утверждающей стороны. Отрицающая сторона должна задавать вопросы следующего типа: “Дает ли утверждающая сторона исчерпывающие объяснения своих утверждений?”, “Доказательны ли приводимые примеры?”, “Можно ли верить цитируемым источникам?”.

            В ответах на эти вопросы отрицающая сторона может обнаружить для себя, что:
- аргументы не подтверждены убедительным доказательством;
- аргументы или доказательства могут быть опровергнуты более убедительно.
        В дебатах есть еще одно понятие, которое является ключевым для ведения спора –опровержение. Это прямой конфликт идей, концепций, принципов, фактов и мнений, которые и составляют суть дебатов. Столкновение позиций команд обеспечивает опровержение аргументов оппонента. Для опровержения необходимо вычленить аргумент оппонента, понять основание аргумента и опровергнуть его.

Раунд вопросов
Способность правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом определяет эффективность дебатов. Умение формулировать точные, а главное продуктивные, полезные вопросы - одно из важнейших умений участников дебатов.

Верно поставленный вопрос дает возможность:
-уточнить точку зрения оппонента;
-получить от оппонента дополнительные сведения;
- лучше понять его отношение к обсуждаемой проблеме;
- снизить значение аргументов оппонента;
- обнаружить пробелы в логической цепочке рассуждений оппонента, то есть в стратегии противоположной команды;
- подготовить опровержение своей команды, то есть наметить стратегическую линию опровержения.

В то же время аргументированный и точный ответ:
- укрепляет собственную позицию участника дебатов;
-усиливает аргументацию выдвинутого тезиса;
- не позволяет нанести серьезный урон стратегии своей команды.

Цель любого вопроса - получение новой информации в виде ответа.

Судейство
       Решение о победе какой-либо из сторон выносит третья, независимая, сторона - судьи. Роль судьи в дебатах одна из самых трудных, потому что судье во время игры необходимо:
-забыть все, что он знает об этой теме и своих взглядах на нее, чтобы с максимальной объективностью выбрать наиболее убедительную аргументацию одной из команд;
- с предельным вниманием выслушивать речи спикеров, вести рабочие записи, фиксируя все ключевые моменты выступлений и раундов вопросов;
- заполнять судейский протокол;
- принимать решение о том, какой команде отдать предпочтение и почему;
- следовать принципам: честность, справедливость, беспристрастность.

             Критерии оценки выступления команды:
Аргументы
Отношение к теме
Разнообразие глубина
Доказательность
Полнота ответов на вопросы
Фактические ошибки
Логика построения речи
Соблюдение регламента
Культура речи
Корректность

Во время игры судьи заполняют протоколы:
                                        СУДЕЙСКИЙ ПРОТОКОЛ

Дата______________________Место____________________
Время______________


УТВЕРЖДАЮЩАЯ СТОРОНА
ОТРИЦАЮЩАЯ СТОРОНА
Атомная энергетика способна улучшить качество жизни в России
Атомная энергетика НЕ способна улучшить качество жизни в России
КОМАНДА УТВЕРЖДЕНИЯ
КОМАНДА ОТРИЦАНИЯ
У1
О1
У2
О2
У3
О3
У4
О4
У5
О5


Укажите основные области столкновений и обоснуйте решение:

Лучшая игра была показана ____________________стороной

Лучший спикер_______________________________________
Лучший вопрос группы поддержки___________________________________________

Подпись судьи________________________________________________
Стоит увидеть Павловскую гимназию

24 комментария:

  1. Создавали модель программы воспитания и социализации путем проведения экспертизы готовности ОУ к реализации внеурочной деятельности и определяли модель организации внеурочной деятельности

    ОтветитьУдалить
  2. Команда МКОУ СОШ №1 с. Некрасовка.
    В первой половине дня команды работали по теме "Организация внеурочной деятельности в 5-6 классах основной общеобразовательной школы", "Организация психолого-педагогического сопровождения родителей". Провели экспертизу готовности общеобразовательного учреждения к реализации внеурочной деятельности и определения модели организации внеурочной деятельности. выявили уровень родительских проблем, связанных с воспитанием своих детей. Наша команда работала над "родительской" проблемой "нежелание учиться". Мы постарались поставить цель работы и с родителями по решению данной проблемы, задачи, разработали формы работы.

    ОтветитьУдалить
  3. https://plus.google.com/100559932351875088235/posts
    Команда МКОУ СОШ №1 с. Нерасовка "Все впереди!" (Кишнареваа Е.А., Юрах Е.А., Феоктистова И.И., ленгесова Е.И.)

    ОтветитьУдалить
  4. разрабатывали интеллектуальную карту. Выбрали технологию Образ и мысль.

    ОтветитьУдалить
  5. Команда:Росток - 1.
    Разрабатывали программу внеурочной деятельности учащихся с учётом УУД. Наше ноу-хау- форма работы по смысловому чтению: литературная студия "Весёлый калейдоскоп". Выбирали технику для представления технологии педагогического дизайна, выбрали (на свою голову!) рекламу. Сейчас ломаем голову...

    ОтветитьУдалить
  6. Наша реклама технологии педагогического дизайна https://docs.google.com/drawings/d/1djhrIjfg6z1QaJK5gNs2ZgedEFsUVtndUdvlW6jZeMc/edit?usp=sharing

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. коллеги, спасибо огромное за продвижение технологии. Нет прав для правки, потому новое задание-просьба: исправь ошибку......(не сочтите за школяризм)

      Удалить
  7. Третий день прошел плодотворно. В первой половине дня мы работали по проблеме "Организация внеурочной деятельности в 5-6 классах основной общеобразовательной школы." Проводили экспертизу готовности ОУ к реализации внеурочной деятельности и определения ее модели. А так же рассматривали вопросы работы с родителями учащихся 5-х классов. Наша группа рассмотрела проблему "Поведение ребенка в семье в подростковом возрасте." Сформулировала цели и задачи, а также наметили пути решения заданной проблемы. Во второй половине дня мы составляли интеллектуальную карту "технологии проблемного обучения." Кроме этого, находили сходные черты в других технологиях ("технологии развития критического мышления через чтение и письмо"). Выступали в роли экспертов, отмечали положительное и отрицательное в других интеллектуальных картах. В дальнейшем рассмотрели такую технологию, как "дебаты" и заполнили таблицу, отразив особенности этой технологии. В заключение рабочего дня к нам пришли коллеги из соседней аудитории и поделились своими наработками.

    ОтветитьУдалить
  8. Нашим творческим продуктом стало создание сценария агитбригады.


    Время! Начинаем про дизайн рассказ.

    Но не потому, что время нету более.

    Время - потому, что новый Госстандарт

    Стал для нас осознанною болью.

    Время! - Цель с приправами даем.

    Нам ли растекаться слезной лужею?

    Педагог - живее всех живых!

    Перестроиться - так стало нужно!

    Парты, схемы, кластеры продукт.

    техники доставки будут разные.

    Мы уверенно сказать хотим:

    "Технологии дизайна - это классно!"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. он действительно очень творческий - Ваш продукт. Глубокие, тонкие, очень эмоциональные строки, спасибо!

      Удалить
  9. https://www.blogger.com/blogger.g?blogID=1337514231787010926#editor/target=post;postID=7652102896777495422;onPublishedMenu=allposts;onClosedMenu=allposts;postNum=1;src=postname

    ОтветитьУдалить
  10. Наш фотоотчет
    https://www.blogger.com/blogger.g?blogID=1337514231787010926#editor/target=post;postID=8979359732859058368;onPublishedMenu=allposts;onClosedMenu=allposts;postNum=0;src=postname

    ОтветитьУдалить
  11. Вяземский район
    Осваивали различные технологии: ТРКМ, дебатов, образа мысли.
    работали с интеллектуальными картами по разным технологиям, представляли результаты своей деятельности. Обменивались интеллектуальными картами и выступали в роли экспертов. Работали по в технике Бритва "Оккама". Технология "Педагогического дизайна"- это лозунг или реклама предстоящей деятельности, в виде цели с приправами. Ключевые слова: технология, педагогическая технология, дизайн. Проблема, целевая аудитория, цель, содержание(сюжет). В данной технологии можно использовать разные техники: игровая, ролевые игры, сказка-терапия, реклама, презентация, ролик, агитация, дебрифинг. Для каждой целевой аудитории необходимо подбирать свои техники.

    ОтветитьУдалить
  12. МКОУ СОШ Найхинского сельского поселения
    Знакомились с разными педагогическими техниками (Образ и мысль, технология развития критического мышления, дебаты, реклама, ролевая игра, сказка-терапия, агитация, презентация, интрига и др.)
    Составляли интеллект-карты с помощью LearningApps.org.
    Жанна Борисовна провела интерактивную лекцию о дебатах.
    Изученную технологию "Образ и мысль" применили с помощью методики караоке-тренинг.

    ОтветитьУдалить
  13. Команда Солнечного.
    Познакомились с техникой педагогического дизайна, определили, что девиз педагогического дизайна – нужная информация нужным людям в нужное время. Как «человек разумный», мы всегда связаны с обучением и мы постоянно учимся. В действительности нет ни одной минуты, в течение которой мы бы ни учились. Что бы мы ни делали – мы учимся. Педагогический дизайн - это лучшее средство от перегрузки информацией. Вместо того, чтобы давать ненужную информацию в неподходящее время тому, кто в ней незаинтересован, лучше подобрать момент, когда человек действительно будет в этой информации нуждаться, у него будет мотивация, и обучение сможет стать эффективным.
    Во второй половине дня прошло знакомство с ещё тремя техниками, которые мы можем использовать в образовательном процессе: караоке тренер, дебаты, "образ и мысли". Данные техники, представили коллеги из соседней аудитории. Будем использовать предложенные техники и в работе с учениками и педагогическим коллективом, и родителями. Об изменениях будем говорить тогда когда, применим эти техники на практике.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. точно, емко....прямое попадание в 10! Горжусь!!! Спасибо!!!

      Удалить
  14. МКОУ СОШ Найхинского сельского поселения
    https://www.blogger.com/blogger.g?blogID=1500859718013454476#editor/target=page;pageID=1064224996827912778

    ОтветитьУдалить
  15. https://docs.google.com/presentation/d/1_KpjhqrQWmthlsGSJcdGEo1R_DaeDWlRnkjWcmjcY24/pub?start=false&loop=false&delayms=3000 Технология педагогического дизайна

    ОтветитьУдалить
  16. Сегодня, мы погрузились в многообразие мира техник педагогического дизайна. Участница нашей команды выступала в качестве караоке-тренера. Испытали некоторые методики на себе (например дебаты, конфликта, театрализации),что позволило нам более глубоко понять и осмыслить суть техники педагогического дизайна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. за "многообразие" -спасибо. Мы же представляем, что мы только прикоснулись и если "зацепило" - пойдем дальше. Обогащая при этом свою педагогическую копилку новыми инструментами.

      Удалить
  17. Для тех, кто еще до конца не осознал зачем мы резвимся в блогах, а точнее в сети http://www.edutainme.ru/post/mnogie-deti-ne-znayut-kak-normalno-polzovatsya-guglom/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, за всеми нашими действиями и бездействием стоят ДЕТИ

      Удалить
  18. Марина Ананьева http://ananievama.blogspot.ru/

    ОтветитьУдалить